— Говорят, с диалогов лучше не начинать? — задают вопрос слушатели.
— А кто говорит? — лектор смеется. — Дело в том, что никаких правил, никаких лекал, по которым можно работать, не существует! Никто вам секреты успеха не расскажет. Их нет! У вас полная свобода! Единственное чего нельзя — чтобы читателю было скучно! Все остальное — можно! И нужно! Важно, чтобы читатель не мог оторваться. С чего вы начинаете — с диалога, картинки, с телефонного звонка — неважно!
Эти слова Мария Галина, российский писатель-фантаст, произносит на лекции о достоверности фантастического. На литературном марафоне “Магический сюжет” (литературная мастерская LitBand).
Я оказалась там после некоторых раздумий.
Во-первых, я зареклась на литературные курсы больше не ходить. Я прошла их неимоверное количество, а романа у меня все не было. Однажды я просто начала его писать без всяких курсов. Без полной уверенности, что все делаю правильно. И дело пошло. Когда-то шатко, когда-то валко. Черновики на ЛитРес и вовсе приблизили мечту о романе.
Во-вторых, предполагалась обширная практическая часть, что несомненно здорово — с одной стороны, а с другой — это грозило тем, что работа над романом опять замедлится.
Но я все-таки решилась. Мне очень хотелось подойти поближе к фантастике и мистике. И это при том, что из всех магическо-фантастических авторов я читала Брэдбери (давно) и Стругацких (совсем недавно).
В итоге за 21 день у меня появилось 6 полноценных рассказов. Моим редактором на марафоне оказался писатель Денис Гуцко — лауреат премии “Русский Букер” 2005 года. Его самый известный роман — “Русскоговорящий”. Мучительный момент для меня — ожидание рецензии на каждый рассказ. Ииии-и каждый раз хотелось побежать, рассказать миру, что Денис написал в рецензии. Ну, вот хотя бы это: “Анна, прекрасный рассказ – ироничный, содержательный, написан хорошим русским языком. И даже подлинные высказывания Льва Николаевича довольно ловко вплетены в сюжет. Критических замечаний у меня нет”. И совет — обострить финал. Это о рассказе “Вечный приют для писателей”.
Были, конечно, и критические замечания. В основном они касались того, что я что-то “недокрутила” в сюжете или героях. Мне, конечно, были интересны замечания признанного писателя. Но чувство, что “я автор, я так вижу” не покидало меня. Главное, что я вынесла из работы в тандеме с редактором — это важная работа, и, наверное, на каком-то этапе необходимая, но еще важнее сохранить свою “самость”, которую и так-то трудно взрастить автору. А тут тебе еще постоянно под локоть — сделай так, или так. И тут я возвращаюсь к золотым словам Марии Галиной — правил-то нет! Но есть тонкости. Об этом — в другой раз.
На “Магическом сюжете” читали свои лекции — Наталья Щерба, Андрей Караулов, Сергей Дяченко, Мария Москвина. Писателей всегда интересно слушать — как они работают над своими книгами, какие примеры приводят. Кроме совета от Марии Галиной о правилах, которых нет, в память врезался еще один совет — читайте мастеров, классиков. А я бы уточнила — читайте авторов, которые вам нравятся, пытайтесь понять, как скроены их произведения, какими словами сшиты и чем они цепляют именно вас. И как можно меньше теории, она мало чем помогает. В этом я убедилась еще раз.
Только практика (повторить три раза!).
Примерно в апреле я соберу рассказы этого курса (возможно, в доработанном виде, но это неточно) в сборник и опубликую на ЛитРес. А пока представляю один рассказ “Тайна четвертой планеты”. Из рецензии редактора: “Анна, Ваша альтернативная история освоения космоса выглядит весьма убедительно. Вы подошли к решению задачи со знанием дела – без спешки и суеты: не спеша вплели в сюжет марсианский мотив. А главное – прежде чем отправляться на Марс, выписали живых персонажей с биографией и эмоциями. И только после этого, изящно и как бы впроброс, запустили на орбиту своего сюжета Марс, сохранив при этом обыденность интонаций”.
Рассказ можно скачать здесь бесплатно. Приятного чтения! И со Всемирным днем писателя. А вы думали, зачем я все это рассказываю?
Искренне ваша Анна.