Напишите мне красиво!

Меня часто просят написать красиво: ну вы же журналисты, умеете! Конечно, умеем. Подбираем нужные слова. Выстраиваем текст по закону жанра. А потом слышим: ой, как-то суховато вышло. А покрасивее нельзя?

Причем «покрасивее» это примерно так: «Марья Иванна — профессионал своего дела, человек с необыкновенно чутким и отзывчивым сердцем, очень искренний и болеющий за свое дело!» И ничего, что так можно сказать и про Анну Петровну, Софью Михайловну и даже Иван Иваныча (все совпадения — чисто случайные). Набор штампов к любому ответственному работнику и руководителю — только имена меняй!

Профессионал напишет по-другому: «Занятия Марьи Ивановны дети не пропускают. Она с ними на равных танцует и веселится. Если нужно — подбодрит, похвалит.  Бывает, пожурит,  но обычно, в этом нет необходимости.  Дети слушают педагога, забывая о шалостях. Чувствуют родственную душу!». Все, этого достаточно. И не нужно объяснять, что она отзывчивая, искренняя и далее по списку, это и так понятно. Без лишних слов.

Красота текста — в неожиданных подробностях, говорящих деталях, стилистических оборотах, сравнениях. В простоте и легкости.

Сравните предложения:

Девочки тренировались долго и упорно, чтобы показать свое мастерство на сцене.

Девочки три месяца репетировали, чтобы кружиться по сцене, как настоящие снежинки, легко, спонтанно и виртуозно.

В первом варианте – общие и унылые фразы, представляющие собой расхожие штампы. Во втором – конкретика и яркая картинка.

Чтобы писать легкий текст, тоже нужно тренироваться. Выбрасывать штампованные «красивости» из текста, как испорченные продукты из холодильника, а то и свежие продукты приобретут душок.

Красиво — это совсем по-другому. Редактор все равно вычеркнет «сердечную благодарность с душевным трепетом», вернее, без всякого трепета.

Вспоминаю слова известной писательницы Эльвиры Барякиной о том, что красивый слог не каждый способен оценить, и что представление о слоге меняется со временем. Попробуйте перечитать «Слово о полку Игореве» или «Войну и мир». Как вам предложения в целый абзац?

Сейчас в моде краткость, простота, емкость, образность. Пышный и цветистый стиль остался в прошлом. Но, к сожалению, не все следят за модой.

Если автор хочет оставаться в тренде, то следить за красотой своего слога придется. Понимаю, что на «вкус и цвет» мы все разные. Но существуют универсальные приемы письма, которые однозначно сделают текст лучше.

Можно изучать эти приемы и применять на практике самостоятельно. А можно обратиться к тренеру (редактору) за индивидуальными занятиями. По опыту скажу, что это гораздо эффективнее. Когда видишь правки в своем тексте, понимаешь быстрее, как лучше писать. И конечно же, красивее.

Искренне ваша Анна. Если вы готовы поработать над своим текстом, напишите мне, и мы обговорим условия.

Советую почитать еще:

10 мыслей о “Напишите мне красиво!”

  1. Анна, благодарю! Всегда нахожу в Ваших материалах какую-то изюминку. Очень откликнулась фраза о том, что красота текста — в неожиданных подробностях. Никогда об этом не задумывалась, но Вам пример — просто » в яблочко»! Взяла себе на заметку :)))

    1. Татьяна, спасибо! Рада, что Вы нашли для что-то полезное! Я вот тоже взяла себе на заметку приводить примеры, потому что читаешь иногда материал — все хорошо, но примеров не хватает! С ними как-то нагляднее.

  2. На вкус и цвет все разные. Правильно! Я иногда тексты вообще не читаю, зато картинки смотрю)) На каждого найдется свой читатель) Ведь книги мы тоже выбираем, и кому-то нравится, а кому-то нет. Как и фильмы)

    1. Да, сейчас текста все меньше, картинок — больше. Краткость, по-прежнему, сестра таланта! )

  3. Анна, почти вся жизнь у меня поменялась, а твои тексты, как и прежде, читаю с лёгкостью и поднимающимся желанием продолжить гостить в твоём мире..)

    1. Анжелика, а я всегда рада видеть тебя в гостях. И как всегда, твои слова — бальзам на душу! ))

  4. Красота вообще понятие очень индивидуальное, кому кружавчики красиво, а кому карьерный самосвал. Как по мне красота в краткости, тут я с автором солидарен.

  5. Согласна, что сейчас в моде краткость, простота, емкость, образность! Точнее и не кажешь, как эргономика в смартфоне, продуманно и ёмко!

  6. Сейчас вообще стали мало читать, лучше посмотрят видео или картинки. От силы могут прочитать пару строк и то для них это будет выше их сил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *