Собеседование как способ понять, чего ты точно не хочешь

anna_sannikova
Выполняю творческое задание в конференц-зале «Шаляпин Палас Отеля». Казань

Когда младший сын-второклассник читал вслух сказку про Мороза Ивановича из хрестоматии по литературе, я вдруг поняла, откуда в нас неосознанная потребность быть всегда занятыми. Оттуда! Из сказок.

Хорошая главная героиня Рукодельница вставала рано утром и сразу принималась за работу – печку топила, хлеб месила, петуха кормила. А второстепенная и  плохая Ленивица в постельке валялась, сбоку на бок ворочалась, а вставши только мух и считала. И все время ей было скучно. Без дела.

И вот интересно, вроде без дела не сижу, даже на диване, перед телевизором, у меня на коленях — ноутбук, а пальцы – на клавиатуре, а все кажется, что мух считаю. Сейчас под «делом» можно понимать и работу. Такую, чтобы с утра до вечера, и обязательно в офисе. Иначе ты – Ленивица, сколько бы дома дел ни переделала.

Поэтому я периодически хожу на собеседования. Хотя и решила испробовать иной путь, без будильника и начальников. Даже в своем ежедневнике это обещание записала. Но когда много лет ходишь на работу и живешь в рамках, которые определил начальник, нелегко вот так сразу принять свободную жизнь. Незримая «рукодельница» не дает расслабиться. И нейронные связи в недоумении: где привычная дорога, задания, болтовня с коллегами, чай в 10 часов утра, наконец?

— Чем ты сейчас занимаешься, работаешь? – этот вопрос, как укол в мягкое место, причиняет  дискомфорт и заставляет судорожно искать «достойный» ответ. А ответа нет, кроме «дома работаю… пишу…»  И я представляю, как даже у виртуальных собеседников лицо недоуменно вытягивается, и рождается многозначительный ответ «понятно…», подразумевающий «ага, нигде, короче, не работаешь».

И вместо того, чтобы писать очередной пост в блог, иду на сайт по поиску работы. У меня там есть резюме в пяти-шести вариациях – от контент-менеджера до редактора.  Любую вакансию, хоть как-то связанную с текстами, рассматриваю со всех сторон и примеряю на себя, как платье перед зеркалом. Иногда в груди что-то ёкает, и я откликаюсь.

Последствия моей отзывчивости бывают разные. Иногда сразу в лоб – отказ. Работодатель даже не желает пригласить на интервью. Даже не так. Не готов пригласить – вот ключевые слова в теме письма. Я в недоумении. Что значит «не готов»? У него нет денег, чтобы накрыть стол? У него болит голова? Он не так одет? Не сделал маникюр? Не побрил ноги? А иначе, как объяснить его капризность?

И потом, мы же не на сайте знакомств. Это там глядя на фото и возраст можно отказать человеку. А в работе все-таки важен опыт, которого у меня хоть отбавляй. Однако внутренний голос подсказывает, что именно это и отпугивает некоторых работодателей, которым надо «помоложе».

Получать такие письма обидно, несмотря на то что вроде и не горит, вроде и не собиралась, а рука как-то сама нажала на кнопочку «откликнуться». Это как в школе – тянешь руку, но рассказать урок на виду всего класса не можешь, потому что от волнения все слова забыла. И ведь не докажешь, что учила. Так и тут, доказать невозможно, что ты — бриллиант, возможности такой даже не дают. И остается гадать, какую твою грань не оценили – то ли возраст, то ли опыт.

Другие письма с вестью, что «работодателю интересно ваше резюме», вроде бы радуют. Ура, тебя выбрали!  Но, как показывает практика, складывается не все так радужно. И чаще всего я начинаю жалеть, что нарушила данное себе обещание. Вот как это происходит.  Звоню, договариваюсь, прихожу. Улыбаюсь,  рассказываю о себе. Слушаю, что рассказывают о вакансии. А потом начинаются вопросы, которые порой ставят меня в тупик, иногда злят и возмущают.

В одном рекламном агентстве, куда, кстати, я не звонила, а меня пригласили (сами!), разговор с приятной девушкой-начальницей пошел по знакомой схеме. Ее большие карие глаза излучали тепло, а улыбка усиливала эффект. Вдруг вопрос:

— Все хорошо, конечно, у вас такой стаж большой, но тут такой нюанс, вы, наверное, в газете привыкли писать однотипные тексты? – и посмотрела на меня испытующим взглядом.

Тут с моей стороны — немая сцена. Однотипные тексты? В газете?  Да такого просто не может быть! Новости, интервью, репортажи, зарисовки – это все разные жанры, на минуточку. Выдохнула. Объяснила. Девушка кивает, но смотрит все так же пристально.

— Думаю, вам придется выполнить тестовое задание. Согласны? — продолжает жестко стелить она, не переставая улыбаться.

— Да, конечно, — отвечаю ей в такт,  а сама мысленно веду другой диалог.

Честно? Я против. Мои тексты собирается оценивать девица моложе меня лет на десять-пятнадцать, ничего не смыслящая в журналистике. Да и две комнатушки, в которых располагается агентство, мне уже не нравятся. Стены выкрашены в мышиный цвет. Окна выходят во внутренний двор, хотя само здание стоит на одной из красивейших центральных улиц города с парком напротив. Рабочие столы похожи на парты и в одной комнате предполагается 3-4 работника. Парты — пустые. Спрашиваю:

— А компьютер для работы будет?

— Первое время вам придется, наверное, носить свой. Ноутбук у вас есть?

В этом месте переговоров, пожалуй, следовало бы встать, развернуться и уйти. Но я же пообещала выполнить тестовое задание, как можно все бросить на полпути. В моем вымуштрованном советском сознании это невозможно. Это сейчас модно не делать того, чего ты не хочешь, психологи разрешили. Но я этому еще только учусь.

До вечера следующего дня я написала четыре текста, которые привели в восторг предполагаемую начальницу, а меня — в уныние. Пока их писала, поняла, что не смогу выдавать такие вот безымянные штуки для соцсетей.  И ладно еще писать от имени клиники, или ресторана. А вот быть замаскированной под предпринимателя или светскую львицу – для меня это уже немыслимо ни за какие деньги.

Теперь, когда в соцсетях встречаю бойкие, складно написанные посты всяких предпринимателей и публичных людей, у меня невольно закрадывается подозрение, что вряд ли они авторы текста. Возможно, это нормально и сейчас так принято. Но для меня это чистой воды литературное рабство.

В одном из своих рассказов Виктория Токарева написала: «Я НЕ ОБСЛУЖИВАЮ ЧУЖИЕ ЗАМЫСЛЫ. У МЕНЯ ЕСТЬ СВОИ». Писательница ответила так, когда ее попытались нанять  летописцем одного известного в прошлом актера, чтобы она расшифровала его речь и записала с присущим ей блеском. Слова Токаревой я повесила на видное место. И еще крупными буквами записала в ежедневнике.

Каждый раз, когда меня опять тянет на собеседование, смотрю эту на цитату, впитываю, осмысливаю. Иногда помогает. А иногда я вспоминаю про них уже после очередного тестового задания. Тогда я открываю ноутбук и начинаю сочинять статью для своего блога или историю для книги. Вот и получается, свои замыслы обслуживать трудно, даже если они есть. Но рано или поздно в жизни наступает момент, когда приходится этому учиться.

И я учусь. Искренне Ваша Анна.

P.S. Подписывайтесь на рассылку блога, один раз в месяц я присылаю письмо на почту с историей и ссылками на новые посты.

Советую почитать еще:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.